Внешность
Широкое, плоское лицо с выкатившимися скулами и вкось прорезанными глазами скорее заставляет предполагать родство этого племени с монгольскою, чем с американской расой.
История
История изучения алеутов начинается со времени открытия в 1741 году Алеутских островов Великой Северной (Второй Камчатской) экспедицией (1733—1743). Русские мореплаватели, исследователи, промышленники собирали данные о культуре народа.
С 1799 Алеутские острова и прилегающая к ним часть Аляски управлялись Российско-Американской компанией. Для освоения необитаемых Командорских островов компания переселила туда с этих островов часть алеутов, предков нынешних. В дальнейшем население Командорских островов пополнялось не только алеутами, но и креолами (потомками европейцев и алеутов) и русскими промышленниками из Атки и Калифорнии, женившимися на алеутках. Остров Беринга заселяли в основном выходцы с Атки, в 1827 их было уже 110 человек. В 1900 году на острове Беринга проживало 279 алеутов, а на острове Медном — 253 выходца с Атту. Ныне на Командорах живёт примерно 550 алеутов. Основной целью Российско-Американской компании было сохранение их традиционного хозяйства как надежного источника прибылей. Чиновники назначали приказчиков и байдарщиков для организации промысла на отдаленных островах. Официальный статус алеутов приближался к статусу инородцев Российской империи; они платили в казну ясак, а с 1821 признаны российскими подданными. В 1867 Алеутские острова вместе с Аляской были проданы США. В России алеуты остались лишь на Командорах. С 1891 по 1917 годы острова арендовали различные торгово-промышленные компании.
Верования
Для традиционных верований характерены христианство и анимизм. Почитаются духи предков, чьи изображения из камня, кости, дерева и птичьих шкурок передавались по наследству в качестве личных амулетов. Духов-покровителей изображают деревянные маски, которые надевают во время обрядовых плясок. Среди алеутов распространён шаманизм, в мифологии которого бытуют представления о разных мирах. Шаманский костюм, как и у некоторых народов Сибири, символизирует птицу. Помимо шаманства существует также охотничья магия, заключающаяся в обрядах вызывания зверя, в особых охотничьих запретах и ношении амулетов, охраняющих владельца.
Традиции и культура
Во многих семьях до сих пор главным источником доходов является охота и рыбный промысел. Шкура волка, а если повезет - и медведя, хорошо продается в другие города, рыбу же можно было продать местному магазину. Среди алеутов мало погонщиков, основной причиной чего является слишком дорогое содержание собак.
Некоторые алеуты до сих пор носят традиционную одежду, чем-то схожую с эскимосской.