Цуговая упряжка
Формы цуговой упряжки: A - парами, Б - елочкой, В - гусем
Трехкопыльная нарта для цуговой упряжки
Расположение собак: парами; елочкой; гусем
Количество собак: от 4 до 18
При цуговой упряжке собак располагают парами, одну за другой, по бокам потяга - веревки (ремня из кожи лахтака или моржа); потяг прикреплен к горизонтальной дуге, привязанной к головкам полозьев нарты. На каждую собаку одевают через голову мягкую шлейку - алык, пошитый из выделанной кожи ленты шириною 4-4,5 см. Алык состоит из бокового ремня, ложащегося собаке на грудь и идущего вдоль тела с обеих сторон; в области поясницы оба конца ремня сшивают (или скрепляют металлическим кольцом) и в этом месте к боковому ремню прикрепляют вращающийся на своей оси карабин - вертлюг. Чтобы алык нигде не натирал кожу, все швы делают сверху. В потяг через каждые 120-150 см вплетают (или вшивают) две ременные петли, к которым посредством палочки-застежки прикрепляют алык, одетый на собаку. В цуговую упряжку обычно запрягают 8-12 собак (4-6 пар), но можно ограничиться и четырьмя; в большие грузовые карты иногда запрягают до восемнадцати собак. Цуговой упряжкой управляют голосом. Для дальних, многодневных поездок более 6 собак не запрягают. Иначе придётся везти только корм – на груз места не останется.
Нарты для такой упряжки делают относительно узкими и длинными - трехкопыльными (поменьше) или четырехкопыльными (побольше). Важнейшая особенность нарт для цуговой упряжки - отсутствие твердых, мертвых креплений; все они делаются из ремней, благодаря чему нарта приобретает гибкость, упругость и прочность, легко выдерживает удары о торосы, заструги и т.п.; ременные крепления действуют, как амортизаторы. Нарта на подвижных ременных креплениях имеет огромные практические преимущества.
Особое внимание следует обратить также на полозья - от них зависит легкость хода; лучшие полозья - из комлевой части сухой прямослойной березы. Длина их для трехкопыльной нарты - 260-300 см, для четырехкопыльной - 350-400 см; ширина - соответственно - от 10 до 12-14 см (нарты с более узкими полозьями режут снег и вязнут).
Нижняя скользящая поверхность полозьев - гладкая, без желобка; передняя головная часть более толстая. Вершина полозьев загнута вверх и имеет грушевидное утолщение.